Члены Совета Федерации в пятницу одобрили закон о пилотном введении режима налогообложения самозанятых, который будет действовать с 1 января 2019 года до 31 декабря 2028 года. Самозанятость не умрёт никогда и поможет человечеству выжить: в мире людей, работающих на многих работодателей одновременно и имеющих высокую мотивацию, будет меньше неврозов и выгорания. По данным платформы Profi.ru, в России на долю свободных работников пока приходится лишь 3% от всей рабочей силы (в США — 31%). Основатель Profi.ru Егор Руди выступил на форуме FuturEcommerce от Mail.Ru Group и рассказал, почему самозанятых по всему миру будет все больше, как нейронные сети в будущем помогут клиенту находить идеального сантехника и что из предложений индустрии государство учло в новом законе о налогах для самозанятых. Inc. записал самое интересное из его выступления.
За фрилансерами — будущее
В России на долю фриланса приходится не больше 3% от всей рабочей силы, в США — 31% (согласно прогнозу, через 10 лет будет более 50%). Производительность труда в России в несколько раз ниже, чем в США и ЕС. В офисах много людей, которые не хотят работать в компаниях, но боятся работать на себя.
Мы живём в мире, который всё больше фрагментируется, люди становятся свободными предпринимателями, и в этом есть большой смысл. Что бы мы ни делали, есть фундаментальные силы, которые устанавливают новые равновесия. Когда люди работают на себя, у них максимальная мотивация и продуктивность, выше качество жизни. В таком мире будет меньше неврозов и выгорания.
Современные корпоративные структуры тоже растворяются под действием этого тренда: не управляют людьми, а обеспечивают идеальные условия для работы. Однажды и наша компания Profi.ru станет просто сообществом людей, которые выполняют определенные задачи. Это холакратия в чистом виде.
Егор Руди — сооснователь и CEO Profi.ru, предприниматель и бизнес-ангел. В 2009 году основал Eruditor Group в партнёрстве с Сергеем Кузнецовым. Компания объединяла 7 онлайн-проектов по поиску частных профессионалов — репетиторов, мастеров по ремонту, тренеров, артистов и др. В июле 2014 сервисы слились под зонтичным брендом Profi. В 2018 году компания ожидает 2,7 млн заказов, а в 2019 — около 5 млн. Компания представлена во всех регионах России, Казахстане и Белоруссии.
End-to-end — вершина развития маркетплейсов
Изначально была одна общая доска объявлений — условный «Авито». Затем она разбилась на категории — так появились маркетплейсы и Profi.ru. Затем появились сервис-провайдеры — end-to-end, которые отвечают за услугу от начала до конца. Условно: если уборщик разбил вазу, то Qlean починит. Это огромный перелом в бизнес-модели. Это вершина развития маркетплейсов. Но у end-to-end свои проблемы роста: если на Profi.ru 5 тыс. видов услуг, то end-to-end-игрок должен фокусироваться только на чем-то одном, иначе не сможет следить за качеством.
Сейчас надо делать новые end-to-end. Они наиболее жизнеспособны в тех нишах, где есть для этого условия. Основное — частотность заказов (LTV = life time value) должна быть высокой, иначе у них экономика не сходится. В такси это работает лучше всего: у них LTV больше 40 поездок в год на пользователя, насколько я знаю. Хорошо работает в уборке (Qlean). Есть еще Shelly (сервис маникюра на дому, — Inc.), Doc+ (да, некоторые часто болеют). Я уверен, что еще есть свободные ниши, например услуга выгула собак, массаж (недавно американская Soothe привлекла $80 млн), репетиторство. Иногда приходится изворачиваться: мы со своим сервисом домашнего ремонта «Руки», где частотность всего 1,5-2 в год, придумали вставать в ретейл-сети, в Leroy Merlin например. И это работает.
Фрилансеры без маркетплейсов и end-to-end обречены на провал (уберизация фрилансеров)
Разделение труда не теряет актуальности. Электрик должен заниматься своим делом, хорошо выполнять задание, а не заниматься маркетингом. Ему надо приложить большие усилия, чтобы сделать какое-то продвижение, и это будет много дороже, чем то, что делаем мы. Де-факто они нам аутсорсят функцию маркетинга — и могут быть уверены в завтрашнем дне.
В стране пока нет инфраструктуры для развития фриланса. Мы хотим ее построить, стать идеальными работодателями для профессионалов: тем, кто даёт клиентов и у кого не надо отпрашиваться в отпуск.
Работникам нужна возможность получать клиентов по приемлемой цене. Мы помогаем им отчитаться по налогам, принять деньги. Мы витрина, визитка — и зачастую касса.
В России многие функции государства мы (агрегаторы, — Inc.) берем на себя. Например, в США наш прямой аналог Thumbtack собирает уже готовые лицензии специалистов, им не надо их верифицировать. Т. е. государство лицензирует электриков. Документ подтверждает, что у конкретного человека есть определенные навыки. У нас пока всё по-другому: сами верифицируем, сами сертифицируем, сами обучаем. Это дорого. И инвестиционный цикл очень долгий.
Самозанятые, агрегаторы и налоги
ФНС пока не требует, чтобы агрегаторы заказов для фрилансеров передавали данные о самозанятых, — есть лишь такое предложение. Принимать его или нет, каждый решает самостоятельно. Profi.ru в рамках своей модели пока физически не может передавать эти данные: у нас нет точной информации, состоялась ли транзакция или нет. А вот для end-to-end — это вопрос, так как оплата проходит через платформу.
В целом всё смотрится достаточно гармонично. Государство в этот раз действительно прислушалось к бизнесу. В работе над документом приняли участие как люди из налоговой, министерств, так и представители бизнеса. Многие предложения — наши и сообщества — были учтены:
Сантехники и нейронные сети
Мы используем машинное обучение для работы с семантикой, для работы со словами, чтобы просто понять, какую нужную услугу мы пока не предоставляем. Это невозможно сделать руками. Нам понятно, что пользователь вбивает в поиск «догситтер», имея в виду выгул собак. Но есть огромное число синонимов, разное написание. Нейронные сети умеют сами обучаться на всей семантике, чтобы понять, что догситтер — это выгул собак.
Следующая задача — оценка привлекательности заказов. Нужно повторить нейронную сеть специалистов, чтобы понять, как они смотрят на предложения клиентов. И от этого зависит прайсинг (за какие деньги исполнители готовы выполнить заказ, какую цену посчитают справедливой). Есть много параметров поведения клиентов на сайте: сколько он ввёл символов, когда оформлял заказ. И есть информация о специалисте: аукционы на какие заказы он выигрывает. Мы предполагаем, что машина сможет гораздо лучше сделать этот мэтчинг: заказчик — исполнитель.